Вы здесь

«Идея единого юридического портала летала в воздухе, и воздух был наэлектризован»

/ Вести FM /

Р.БЫСТРОВ, ведущий эфира: Всем здравствуйте! В студии Вести.фм Руслан Быстров. И у меня для вас есть одна очень хорошая новость. В России создается портал юридической помощи и правового просвещения. Это мега такой сайт, куда каждый может зайти и получить любую помощь юридического характера. Сейчас разные есть сайты коммерческие, есть и государственные. Всё это разрознено. Вот впервые предлагается собраться все на одном портале. Идея супер! Давайте попробуем разобраться в деталях. У нас в студии член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!

 

И.РУКАВИШНИКОВА, член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству: Добрый день!

 

Р.БЫСТРОВ: И замминистра юстиции Денис Новак. Денис Васильевич, и вам здравствуйте!

 

Д.НОВАК, заместитель министра юстиции Российской Федерации: Здравствуйте, друзья!

 

Р.БЫСТРОВ: Ирина Валерьевна, давайте с вас начнем, поскольку именно ваша была идея создать такой портал. Как она к Вам пришла, в чём необходимость?

 

И.РУКАВИШНИКОВА: Знаете, идея родилась достаточно давно, она буквально витала в воздухе. И последнее время уже этот воздух был настолько наэлектризован

 

Д.НОВАК: Юридическими проблемами.

 

И.РУКАВИШНИКОВА: Юридическими проблемами и проблемами, которые есть в субъектах Российской Федерации. И буквально в прошлом году в ноябре месяце мы провели круглый стол в Совете Федерации, посвящённый этой тематике, где были представители практически всех субъектов России. И посвящен был в том числе идее создания единого портала. Было высказано огромное количество предложений, то есть уже у нас в ходе обсуждения получился вот такой вот скелетик будущего правового портала, который мы решили предложить предложить Министерству Юстиции для реализации для воплощения. И очень отрадно что нас услышали. И что Министерство Юстиции в очень короткие сроки в общем-то положительно отреагировало. Теперь остается дело за малым и наверное самое сложное решение принято уже было, а теперь нужно идти вперёд Я понимаю что это достаточно длительный путь но очень надеюсь, что мы пойдём его в кратчайшие сроки и успешно.

 

Р.БЫСТРОВ: Денис Васильевич, у нас представляет как раз Минюст. Долго раздумывали, прежде чем поддержать эту идею?

 

Д.НОВАК: Дело в том, что и у нас тоже это идея давно назревала. Я здесь отмечу, что еще в апреле 2011 года были утверждены Президентом Российской Федерации основы государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. И вот там ещё тогда, когда еще слова цифровизации не звучало, но в этих основах к числу мер по решению поставленных задач относились, в том числе обеспечение доступности правовой информации, развитие системы просвещения, информирование граждан включая развития информационно-правовых ресурсов и обеспечение эффективного функционирования соответствующих справочных систем. То есть правовая база для этой работы была. Другое дело, что при постановке теперь новых задач перед страной в национальной программе, в том числе и «Цифровая экономика», понятное дело, что эти задачи нужно решать уже в рамках новых появившихся инструментов. И, конечно, здесь мы должны привлечь и возможности так называемого сегмента Legal tech. Это комплекс различного рода инструментов, который с помощью информационных технологий позволяет оказывать юридическую помощь. Очень много разработок есть на эту тему. В том числе вот в 2018 году я приглашал деятелей в сфере Legal tech, это различные стартапы, а также представителей крупных инновационных компаний. И они свои вот эти наработки показали и говорили, что готовы в принципе вот их дать для того, чтобы послужить делу правового просвещения, информирования граждан. И сейчас наступает тот момент, когда и потребность, которую выражают и члены Совета Федерации, которые они берут от тех запросов, где в регионах эти проблемы ставятся. Это и навстречу идущее движение тех, кто готов с помощью новых вот этих совершенно разработок, включая там наработки в области искусственного интеллекта, конструкторов правовых документов, голосовых чат-ботов и так далее. И конечно, это те задачи, которые перед Минюстом всегда стояли. Вот сейчас наступает тот момент, когда должен произойти вот этот синергетический эффект. Мы рады, что именно Совет Федерации нас попросил этим заняться. И с теми нашими уже наработками, которые у нас были, мы сейчас с большим энтузиазмом хотим этой темой заняться. Чтобы действительно у нас появился некий ресурс, когда в общем не секрет, что где сейчас люди ищут информацию, когда возникает проблема, как вот думаете?

 

Р.БЫСТРОВ: В интернете, в яндексе, гугле.

 

Д.НОВАК: Конечно. Вот если сейчас набрать в яндексе допустим «получить юридическую помощь». Первое там значит у нас там, в первой тройке строчек получается какие-то гос юристы РФ.

 

Р.БЫСТРОВ: Это же все какие-то непонятные люди.

 

Д.НОВАК: Это совершенно не связано не с государством, не даже подозреваю, не с юристами.

 

Р.БЫСТРОВ: Они прикрываются зачастую государством. Даже мне часто звонят, рекламные сообщения по телефону. Вы с таким-то законом имеете право на бесплатную юридическую помощь нажмите 1. Я кстати, нажал один раз. Потому что мне там нужна была какая-то помощь, я уж не помню по какому вопросу. Но все закончилось тем, что с меня начали требовать деньги. Потому что, конечно, коммерческая структура, понятно как работают.

 

И.РУКАВИШНИКОВА: Маркетинговый ход.

 

Д.НОВАК: Пользуясь случаем хочется граждан вот предупредить, что никакой бесплатно юридическая помощь вот в таком случае они не получат, а только наоборот возникают риски их обмана и мошенничества. Поэтому нам нужно сейчас сделать так, чтобы когда гражданин выбирает какую-то проблему в поисковой строке он сразу попадал на этот заслуживающий доверие ресурс, который при поддержке государства обеспечит надежную юридическую помощь, которая в том числе будет по типовым вопросам носить такой доступный и бесплатный характер.

 

И.РУКАВИШНИКОВА: Я хочу добавить, что мы сейчас говорим о создании Федерального ресурса, но на самом деле на уровне субъектов Российской Федерации абсолютно разные практика в этом сегменте сложилось. И в некоторых регионах уже существует аналог вот того ресурса, о котором мы сейчас говорим, и который мы прогнозируем. То есть уже хороший положительный опыт в некоторых субъектах. В частности, Татарстан. В частности, это Ульяновская область, Ростовская область.

 

Р.БЫСТРОВ: Вы оттуда, естественно.

 

И.РУКАВИШНИКОВА: Я оттуда, да. Я этим вопросом занимаюсь. Это мое родное. Поэтому я очень рада, что будет возможность на федеральном портале представить не только вот такой общий контент, но представить и каждый регион в своем сегменте. Ну, к примеру, Ростовская область, она сейчас является лидером по оказанию правовой помощи онлайн. Целый проект, который мы осуществляем уже более года. За этот период более 2000 человек получили бесплатные консультации от представителей государственных органов. Причем, это все осуществляется через системы МФЦ в режиме онлайн. То есть человеку для того, чтобы получить такой консультацию нужно прийти в МФЦ обозначить проблему, обозначить вопрос. И в назначенное время выйти на онлайн связь со специалистом соответствующим для прямого видео эфира для получения консультации.

 

Р.БЫСТРОВ: Идти обязательно в МФЦ? Никак нельзя обойтись?

 

И.РУКАВИШНИКОВА: Вот к сожалению, пока сейчас мы находимся на той стадии, когда нужно идти в МФЦ. Но всё равно согласись, это значительно сокращает и трафик, и передвижение. МФЦ находится в каждом районе муниципальном. Не нужно ехать в административный центр. Это всё равно ближе к дому. Сейчас мы работаем, мы я говорю в Ростовской области, работаем над разработкой мобильного приложения, когда можно будет выходить вот на такую связь через свой гаджет.

 

Р.БЫСТРОВ: Ирина Валерьевна, вы же как сенатор тоже принимаете граждан, к вам также идут люди с юридическими проблемами. Теперь они смогут получать квалифицированную помощь от юристов на портале, это будет намного удобнее. А с какими проблемами обычно идут?

 

И.РУКАВИШНИКОВА: Вы знаете, человек так устроен, к сожалению или к счастью, я не знаю, но вот по моему опыту, что самому себе очень трудно всегда помочь. Нам всегда проще помочь кому-то, если кто-то к нам обращается, то есть нельзя быть судьей в своем деле. Да, действительно, 90% людей, которые обращаются и к депутатам Государственной Думы, и к депутатам законодательных органов субъектов Российской Федерации, и к сенаторам они все связаны, так или иначе, с какими-то правовыми вопросами. И если посмотреть внимательно на спектр этих вопросов, то большинство, наверное, будет составлять уже очень запущенные правовые проблемы. К сожалению, по которым, наверное, ничем нельзя помочь.

 

Р.БЫСТРОВ: Потому что в своем время во время человек не мог получить юридическую помощь, потому что не знал куда идти и как все это.

 

И.РУКАВИШНИКОВА: Конечно. Не знал куда идти. И в общем-то можно какое-то легковесное отношение к вообще участию в любого рода правоотношениях. Вот это свойство может быть нашего менталитета, нашего характера. Мы сначала ввязываемся в ситуацию, а потом думаем как из нее выйти. Вот на портале правового просвещения, я очень хотела бы, чтобы этот момент был отражен. Все-таки важная работа, важные сегменты, это работа с молодёжью и правильная постановка правового воспитания. Прежде чем войти в какого рода правоотношения нужно проконсультироваться получить помощь. Мы же действительно не занимаемся самолечением самостоятельно.

 

Р.БЫСТРОВ: Бывают люди, обычно это плохо заканчивается.

 

И.РУКАВИШНИКОВА: Да, обычно это плохо заканчивается. Даже есть какие-то представления.

 

Р.БЫСТРОВ: Так какие проблемы чаще всего?

 

И.РУКАВИШНИКОВА: Случайте, ну проблем очень много. Начиная от договоров купли-продажи, когда вам продали некачественный товар, и вы не знаете что с этим делать. Но как правило, когда вы попадаете в такую ситуацию первая реакция какая? Ступор какой-то возникает. Вряд ли у кого-то, единицы, когда четко возникает схема, как надо действовать, как правильно поступать, какие сроки и так далее. То есть скорее всего профессиональные юристы. Вот по моему опыту на первом месте это проблемы связанные с жилищно-коммунальным хозяйством. Это расчет тарифов. Это взаимодействие с управляющими компаниями, к сожалению, очень много споров возникает в этой сфере. Далее это вопросы пенсионного обеспечения, потому что, вот кстати в рамках нашего проекта правовая помощь онлайн, несколько человек обратилось, и мы смогли пересчитать им пенсию в сторону увеличения. Вы понимаете? Мы считаем это серьезным достижением, потому что действительно были допущены ошибки, не были предоставлены те или иные документы. Люди даже не знали о том, что имеют право н это. То есть это существенный момент. Дальше идут сфера потребления, потребительская сфера, сфера услуг защита прав потребителей. Мы не берем естественно сферу уголовно-правового законодательство. Безусловно там действуют специальные нормативно-правовые акты. Эта сфера защищается иными возможностями. Дальше сфера приобретения недвижимости. Тоже очень чувствительный момент и вопрос здесь очень важный. И так далее.

 

Р.БЫСТРОВ: Денис Васильевич, я обращаюсь к замминистру юстиции, здесь важно, чтобы информация была доступна, поскольку наверняка на этот портал будут обращаться люди с совершенно разного возраста, в том числе и пожилые. И чтобы они видели всё сразу, и понимали, куда нажимать, как действовать. У вас уже есть понимание как структурный этот раздел, это портал будет выглядеть?

 

Д.НОВАК: Понимание здесь есть, нужно идти о жизненной ситуации, то есть понятно, что человек не обладающий юридическими познания он не сможет сразу сформулировать, понять даже, чтобы ему из того, что накопились долги нужно там подать заявление о личном банкротстве. Он даже может и не слышал о таком. Или думал, что это что-то связанное там страшная какие-то вещи, когда садят в тюрьму и так далее. Вот жизненная ситуация, то есть рождение ребенка

 

И.РУКАВИШНИКОВА: Получение паспорта, сейчас очень актуально.

 

Д.НОВАК: Получение паспорта, вступление в брак, оформление наследства

 

И.РУКАВИШНИКОВА: Получение гражданства.

 

Д.НОВАК: Получение гражданства. И соответственно понятно, что нужно будет наиболее востребованные вот такие ситуации, в которых возникают вопросы, где требуется юридическая помощь, нужна их вычленить в общем и в такой доступной форме. Чтобы когда человек набирает опять же в поисковой строке «что делать, чтобы поделить имущество», например, чтобы он сразу попадал первой строкой вот на этот сайт. А дальше его интерактивный путеводитель он бы вел. В зависимости от того он выбирает тот или иной вариант. Вы вступили в брак, да. И дальше, у вас там есть дети, да, нет и так далее. И дальше он приходит постепенно туда, либо ему, возможно, такая помощь может ограничиться просто общение с чат-ботом, если вопрос совершенно типовой, не требуют… В том числе, он может быть доведен до конструктора юридических документов, где тут же ему путем заполнения галочек и соответствующих графах. Он просто тут же составит, например, претензию или исковое заявление. А дальше если речь идет о том, что все сведения есть необходимые и консультация дополнительная не требуется, он мог бы тут же перейти на портал госправосудия, где он тут же может в электронном виде это исковое заявление подать также через интернет и оплатить тут же пошлину, если она требуется тоже онлайн. Либо он попадает она сайт налоговой, либо падает там… Но если вдруг выявляется, что вопрос нетиповой, и что требуется именно консультация юриста. Вот здесь он должен попадать уже к живому юристу. Для этого мы полагаем, что необходимо интегрировать это портал во-первых информационными системами, которые сейчас нормируется у адвокатских палат, нотариальных палат, чтобы знаете есть такое понятие marketplace или то, что называют убиризацией, когда тут же у вас высвечивается в зависимости от того где вы локально находитесь, кто ближайший специалист в той или иной сфере, и в зависимости от того какой вопрос перед вами стоит. Там оформить наследство, вам порекомендуют ближайшего нотариуса и в идеале чтобы вы могли тут же записаться к нему.

 

И.РУКАВИШНИКОВА: То есть связь с геолокацией.

 

Д.НОВАК: И чтобы это конечно обслуживать с помощью мобильных приложений. Таким образом, вот именно интуитивным понятным образом без сложных каких-то манипуляций.

 

Р.БЫСТРОВ: Мы сейчас сделаем небольшую паузу, послушаем новости, потом продолжим разговор.

 

Р.БЫСТРОЙ: Продолжаем разговор. Я напоминаю, что мы обсуждаем сегодня мега идею, действительно, очень интересные проекты нужные всем. Потому что с юридическими проблемами сталкиваемся мы все наверное в течении жизни так или иначе. Мы покупаем квартиры, мы выступаем в брак, мы разводимся. И на каждом этапе возникают вопросы, иногда простые, дурацкие. На них необходимо получить ответ. Сейчас это сделать не так-то просто. Поскольку мошенников много в интернете, которые пытаются заполучить вас в свои лапы и выкачать деньги за любые консультации. Вот планируется, что это будет бесплатно. Такой портал создаётся на федеральном уровне. Я напоминаю, что у нас в студии автор идеи создания этого портала член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова. И замминистра юстиции Денис Новак. Потому что именно Минюст потом будет этот сайт курировать. Именно Минюст будет этот сайт наполнять. Мы уже поговорили о том, как примерно сайт будет выглядеть. Насколько я понимаю, там планируется еще разбивка на несколько групп населения: подростки, семья, пенсионного возраста, военнослужащим, мигранты, заключенные. По этим разделам люди могут кликать и получать необходимую помощь. Опять же это все сделано будет для удобства.

 

И.РУКАВИШНИКОВА: Я думаю, что примерная такая схема, потому что мне кажется необходимо в этом сайте учесть и ситуации типичные. Например, сейчас очень популярная ситуация, когда требуется неотложная юридическая помощь буквально скорая юридическая помощь, это обманутые дольщики. И практически, к сожалению, во всех регионах эта проблема очень остра. Она по мере возможности, конечно, решается, но и социальное напряжение очень высоко и количество вопросов очень велико. Поэтому мне кажется очень важно и по тематике разбивать вот такого рода сайт. Этот сайт наш разбивать по тематике. Для того, чтобы наиболее типичные вопросы. Или все-таки более квалифицированные специалисты давали такие консультации. Потому что, конечно, один юрист не может быть специалистом во всех направлениях. Это абсолютно точно. Поэтому за каждым направлением, конечно, должен быть закреплен соответствующего уровня специалист.

 

Р.БЫСТРОВ: Их много потребуется, всю Россию обслуживать.

 

И.РУКАВИШНИКОВА: Это здорово. Потому что в каждом регионе такого рода специалисты есть, и я думаю, что тут этот сайт как раз будет интегрировать и регионы, в том числе учитывая их уже имеющийся опыт. И юристы на местах они как никто другой хорошо знают свои проблемы. И проблемы своего региона и своего населения. Поэтому я думаю, что здесь он не должен замыкаться только на уровне федеральных структур.

 

Р.БЫСТРОВ: Все, что вы рассказывали, не все, а многое, уже есть на портале госуслуг. Например, я там менял водительское удостоверение, там очень удобно пошагово как все это сделать. Вот ваш портал чем будет кардинально отличаться от того, что существует уже на госуслугах или какая-то синегрия предполагается с госуслугами?

 

И.РУКАВИШНИКОВА: Денис Васильевич сказал в самой первой части, что безусловно он, это должно быть связано между собой. Я думаю, и переходы технические должны быть предусмотрено. Но в отличие от портала госуслуг, когда человек приходит заранее с заданным каким-то решением, уже там нет проблем. То есть у вас есть необходимый набор документов, вы хотите получить права, у вас нет какого-то спора, у вас нет конфликта, у вас нет сложной ситуации, в которой вы не знаете, как поступить. На портале госуслуг возможны какие-то консультации, ну не возможно, а безусловно такие консультации дают. Но наш портал, как я предполагаю, он будет более широкий и будет предполагать возможность индивидуальных ситуаций. То есть, если по типовой схеме получить ответ не удаётся или этот ответ не удовлетворяет и не устраивает лицо, которое обратилось, будет возможность получить живой ответ. Я очень надеюсь и буду настаивать на том, чтобы тот опыт, который есть во многих субъектах, в частности, опыт живого общения с юристами, чтобы он, конечно, был интегрирован. То есть, если мне потребуется необходимость общения с юристом с глазу на глаз, то есть через Skype, через иные там средства видеосвязи, то такая возможность должна быть реализована.

 

Р.БЫСТРОВ: А сколько времени ожидание составит от запроса на общение с юристом до конца?

 

И.РУКАВИШНИКОВА: Ну вот сейчас, допустим, по опыту, опять же, от нескольких часов до суток.

 

Р.БЫСТРОВ: А, ну это быстро.

 

И.РУКАВИШНИКОВА: Это быстро.

 

Р.БЫСТРОВ: А по времени консультация будет как-то ограничена?

 

И.РУКАВИШНИКОВА: Я думаю, нет. Хотя, конечно, определенный трафик должен существовать. Но, как правило, вы знаете, вот мы на первоначальном этапе, реализуя свой проект Ростовской области, мы закладывали на каждую консультацию по 30 минут. И из расчёта вот этого времени, каждые 30 минут новый человек подходил со своим вопросом. Но, когда речь идёт с глазу на глаз, то гораздо быстрее консультация проходит.

 

Р.БЫСТРОВ: Это все бесплатно? Сразу хочется подчеркнуть.

 

И.РУКАВИШНИКОВА: Да, это бесплатно, безусловно, да. Мы теперь еще и не берем ту часть наших граждан, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с федеральным законом, в соответствии с региональными законами, которые приняты. Там они совершенно со всех сторон защищены, они могут получать такую помощь не только на портале. Они уже её получают в адвокатских образованиях и в госюрбюро. И так далее. И в общественных организациях. Потому что эта система достаточно активно у нас развита сейчас и очень на высоком уровне. Мы берём всех вообще жителей Российской Федерации, независимо от социального статуса, от места работы, от возраста там.

 

Р.БЫСТРОВ: От возраста тоже, то есть до совершеннолетия тоже можно будет получить?

 

И.РУКАВИШНИКОВА: Вы знаете, проводили такой опыт. Ну понятно, что несовершеннолетние дети они в разном возрасте имеют различную дееспособность, начиная с 14 лет, когда они уже в общем-то получают общегражданский паспорт и могут совершать мелкие бытовые сделки. Я думаю, ничто не мешает им обратиться на этот портал с интересующим их вопросом. Другое дело, что если ответ по требует привлечь родителей или законных представителей для того, чтобы легитимация произошла, то безусловно об этом будет сказано. Буквально несколько слов по поводу несовершеннолетних. Мы такой тоже опыт проводили. Проводили неправых консультации - в субъектах это очень распространено. Непосредственно для какой-то целевой аудитории, и один из таких периодов был посвящён работе с несовершеннолетними. Очень много, на самом деле, старшеклассников обращались с вопросами. Это вопросы касались, начиная от будущего трудоустройства, люди, влюблённые в юриспруденцию, желающие и представляющие себя будущими юристами, до, к сожалению, домашнего насилия. Когда обращались с этими вопросами и не знали, вот откуда получить эту помощь. Поэтому, я думаю, что это очень важный какой социальный пласт. Конечно, к нему надо подходить очень аккуратно, но я думаю он у нас предусматривается, да, Денис Васильевич? Мы с несовершеннолетними тоже будем работать.

 

Р.БЫСТРОВ: Денис Васильевич, а есть много людей, ну скажем так, не вполне устойчивых психически, которые любят судиться с утра до вечера. Ну есть такие люди. Вот любят обращаться по всем возможным поводам к разным госструктурам. Их как отсеивать, чтобы не грузили систему? Есть какой-то алгоритм? Потому что, если каждого такого человека отправлять к юристу, то на всех юристов-то не хватит.

 

Д.НОВАК: Такие люди, они всегда были и никуда не денутся. Вот. Отсев будет происходить по мере того, какую цель перед собой такой человек ставит. Если он удовлетворится общением с чат-ботом: там он может сам составить документ, он сам этот документ дальше подаст. Если ему программа покажет, что у вас вопрос сложный и не типовой, ему будет предложено обратиться к юристам. Здесь, кстати, я бы не стал говорить, что речь идет только о том, что будут какие-то юристы, оказывающие исключительно бесплатную юридическую помощь. Эта система у нас работает в каких-то регионах лучше, в каких-то хуже. Но тем не менее, в общем, есть категории граждан, которые имеют абсолютно право на получение этой помощи. Безусловно и государственные юридические бюро, и адвокаты, которые в рамках этой системы работают. Они должны будут тоже быть интегрированы с этим порталом, и гражданин будет сразу отослан. Если он ответит на вопросы программы, поймет, что он под эту категорию подходит, например, инвалиды или там…

 

И.РУКАВИШНИКОВА: Многодетные.

 

Д.НОВАК: Многодетные. Сразу его отправят, конечно, туда. Но проблема ведь не в том, что всё должно быть бесплатным. Ведь проблема в том, что помощь юридическая должна быть доступной. И она может быть и платная, но просто недорогой, не такой как сталкиваются наши обманутые граждане. Если он попадет к нормальному через эту систему адвокату, который за разумную цену окажет ему эту юридическую помощь, то это тоже важная задача. Именно направить этих людей, нуждающихся в помощи, в том числе и к тем, кто…

 

Р.БЫСТРОВ: Денис Васильевич, а я вот опасаюсь, не получится ли такое, что эти люди, юристы. которые будут работать на портале, они что-то скажут в ответ, а потом говорит: «А если вы хотите больше получить, заплатите денежку, пожалуйста». Вот контроль за этим как-то будет?

 

Д.НОВАК: Еще раз. Не нужно говорить о том, что вот брать деньги за юридическую помощь - это некое зло и неправильно.

 

Р.БЫСТРОВ: Но мы же говорим о бесплатной помощи. Где граница заканчивается?

 

Д.НОВАК: Главное, чтобы не было обмана. То есть, понятное дело, что там, где речь идет о необходимости сопровождения какого сложного дела там по семейному праву или еще какому-то, закону о защите прав потребителей, то ничего зазорного нет в том, что и за это можно брать деньги. Другое дело, чтобы эти деньги носили разумный характер, там был контроль, если там речь идет об адвокате, то у адвокатов такая ещё там выстроенная система контроля адвокатского сообщества за недобросовестными действиями. Они просто лишаются статуса, если начинают себя так вести.

 

И. РУКАВИШНИКОВА: Тем более, здесь все будет открыто. То ест, это достаточно открыто и прозрачно.

 

Д.НОВАК: Конечно, такой юрист, он сразу вылетит, конечно с этого.

 

И. РУКАВИШНИКОВА: Вы знаете, сейчас есть консультация консультации рознь. То есть, есть консультация, которая может ограничиться и удовлетворить сразу за 2 минуты того, кто обращается. В общем-то, вопрос о том, что стоит ли обращаться в суд, допустим – есть ли перспектива по этому поводу или пропущены все сроки исковой давности, пройдены все стадии судопроизводства и, в общем-то, вынесено решение, как зачастую очень часто приходят такого рода граждане, когда уже и вступило в законную силу решение суда и оно устоялось, и не обжаловано и так далее. Предпринять какие-то другие усилия уже просто юридически невозможно. Но тем не менее, человек не удовлетворен. Мы знаем, что если в споре 2 стороны, то одна всегда уходит неудовлетворенной. Но есть и другого рода консультация. Есть консультации, предполагающие действительно многоходовый такой сложный процесс защиты нарушенных прав. Это исковое производство, это судебное заседание, безусловно, это может быть даже не на один месяц, а на годы даже. В общем-то, есть и такие прецеденты. Безусловно, речь идёт о том, чтобы помочь на первоначальном этапе, дать правильную консультацию, показать правильный путь, куда двигаться, а дальше уж естественно человек будет выбирать либо специалиста с портала, либо специалиста, которого он выберет себе самостоятельно где-то в ином месте.

 

Р.БЫСТРОВ: Еще одна важная часть портала, насколько я знаю, это доступ к актуальным текстам нормативно-правовых актов. Я правильно понимаю, Денис Васильевич? Потому что сейчас не ко всем у нас есть доступ, бесплатный по крайней мере и такой просто.

 

Д.НОВАК: Вот это как раз та сфера, где государство просто обязано обеспечить свободный, бесплатный, конечно же, доступ ко всем нормативно-правовым актам Российской Федерации. Будь то федеральный закон, будь то закон муниципального образования или субъекта Федерации. И сейчас множество есть справочно-правовых систем. Вот. Но у них действительно, поскольку речь идет о коммерческих организациях, у них так ранжирован доступ. В общем, чтобы получить там полный объем, необходимо платить. Минюст, в общем, уже создал такой ресурс, который можно найти по адресу pravo.minjust.ru или право-минюст.рф, где абсолютно все нормативно-правовые акты в Российской Федерации, в бесплатном режиме доступ к ним можно получить. Это и федеральные законы, это и ведомственные акты, это и законы субъектов, и акты органов местного самоуправления. Минюст, поскольку на него возложена в том числе задача и ведения федерального регистра, актов субъектов Федерации, он регистрирует многие из нормативных актов. И он уже довольно давно эту функцию выполняет. Недавно, некоторое время назад, несколько лет назад этот портал был перезапущен и там теперь уже довольно… Есть очень простая, такая без каких-то сложных развитых возможностей, но, тем не менее, простая навигационная система. Поэтому уже сейчас такой портал существует, и задача наша в рамках той работы, о которой говорится – это подключить тот самый портал правового просвещения, чтобы он был соединён с текстами нормативных правовых актов, которые являются именно официальными источниками, все акты, которые там размещены. Они, в общем, естественно будут выверены на то, чтобы не было в них ошибок и так далее.

 

И.РУКАВИШНИКОВА: Знаете, очень важно.

 

Д.НОВАК: И задачи стоят уже. Мы не с нуля же это будем делать. Вот у нас уже вот такой ресурс есть, мы его на его базе будем с ним интегрировать и конструктор правовых документов, и какие-то там другие рубрикаторы по сферам права и так далее. По разным ситуациям.

 

И.РУКАВИШНИКОВА: Очень правильно Денис Васильевич говорит. Ещё на сайте, как мне кажется, обязательно должен работать, конечно, анализатор этих обращений, которые будут поступать, потому что потом по мере работы с этими обращениями, мы можем понимать, где у нас тонко в законодательстве, где необходимы изменения. Это очень классная такая будет база.

 

Д.НОВАК: Еще для сбора статистики.

 

И.РУКАВИШНИКОВА: Да, да. И для сбора статистики. И вообще для законотворческой деятельности.

 

Д.НОВАК: Можно ли смешать – это еще одна задача, которая на Минюст возложена. Это мониторинг правоприменения. То есть, сейчас у нас мониторинг правоприменения, он ежегодно Минюст готовит доклад о результатах мониторинга. Но он построен по такому принципу «сверху». То есть каждый федеральный орган государственной власти присылает в Минюст свои вопросы, которые считаются проблемными. Минюст их сводит и готовит такой доклад. Задача, конечно, здесь для целей этого мониторинга правоприменения – привлечь в том числе и вот эти информационные технологии, чтобы у нас статистика сюда тоже подключалась. Понятное дело, что, если по какой-т норме закона много обращений - как его применять, значит что-то в ней не понятно. Значит вот здесь уже можно задуматься над её совершенствованием.

 

И.РУКАВИШНИКОВА: Да, либо толковать нужно, либо создавать новую норму. Еще очень важно то, что на этом портале будет возможность учета мнения общественности. Ведь от населения мы будем иметь обратную связь. То есть, если будет необходимость, можно проводить на этом портале и опросы интерактивные, и какие-то принимать инициативы. Вот, потому что сейчас у нас очень активное гражданское общество. Естественно, что любая инициатива – она со вниманием должна быть изучена, рассмотрена и если есть возможность её воспринять и реализовать - это должно быть. Вот совершенно недавно опрос учителей, который мы проводили в Совете Федерации, в общем-то, породил новый законопроект, сокращающий нагрузку на учителей. Опросили 50000 учителей средней школы, приняло участие в этом опросе по всей России. Это достаточно серьёзная цифра. Это тоже по инициативе Совета Федерации мы обобщили, проанализировали и вот буквально на исходе перед летними каникулами соответствующий законопроект в Государственную Думу был внесен. Надеемся, что в скором времени в административная нагрузка на учителей, вот эта бумажная работа, от которой они задыхаются, в разы сократится. По заверению министра просвещения Ольги Юрьевны Васильевой, останется всего 4 документа, которые педагоги будут заполнять – это, конечно, минимум по сравнению с тем, что есть сейчас. Доходит до 20, до 30 в некоторых субъектах, муниципалитетах. То есть, вот.

 

Р.БЫСТРОВ: Ну и главный вопрос – когда этот портал мы увидим, Денис Васильевич?

 

Д.НОВАК: Можно еще дополню, о чем мы еще не сказали. Немножечко интригу попридержу. Вот практически обо всем уже сказали, но ещё еще один важный будет… функция этого портала. Это правовое просвещение. То есть, не только информирование, но и, что называется прививание ценности права, то есть ,чтобы человек понимал, что обращение к правовому – это, во-первых, более эффективно, во-вторых, более цивилизованный способ решения проблемы. И здесь планируется, что на этом портале будут и инфографика, и какие-то видеолекции, какие-то может быть даже, если речь об ориентировании на молодёжную или детскую аудиторию - какие-то мультфильмы.

 

Р.БЫСТРОВ: Я даже знаю, вы блогеров хотите привлечь, известно.

 

Д.НОВАК: И это тоже. В общем, было бы тоже важное направление работы. То есть это должно быть не только, когда человек идёт конкретно решать эту проблему, чтобы изначально прививалось.

 

Р.БЫСТРОВ: Самое главное – люди не должны бояться этих юридических процедур. Не бояться. Потому что сейчас это настолько не изведанно, не понятно, тягомонтно… бумажки туда-сюда.

 

И.РУКАВИШНИКОВА: Это так кажется. Нужно повышать культуру.

 

Р.БЫСТРОВ: Даже с открытием МФЦ, я сейчас какие-то проблемы решаю. Все стало намного удобнее, конечно.

 

И.РУКАВИШНИКОВА: А начала казалось, что это очень сложно, правда?

 

Р.БЫСТРОВ: Да.

 

Д.НОВАК: С остальными юридическими моментами, наверное, так же. Этот портал развеет, должен развеять все страхи и чтобы люди не боялись в правовом поле решать свои вопросы.

 

Р.БЫСТРОВ: Ну, так, внимание! Барабанная дробь. Когда же уже мы этот портал увидим, Денис Васильевич?

 

Д.НОВАК: У нас сейчас идет проработка и согласование наших предложений с другими федеральными органами власти, прежде всего речь идет о министерстве цифрового развития и связи, и массовых коммуникаций, которая ответственна за это направление в рамках национальной программы «Цифровая экономика». Мы хотим предложить вот эти наши идеи, включить в национальную программу «Цифровая экономика». И если в ближайшее время это произойдет, то уже в 2020 году начнется разработка этого портала. Возможно запуск прототипа портала и запуск его в промышленную эксплуатацию уже в 2021, в 2022 году. То есть, нам нужно сейчас получить поддержку, с точки зрения…

И.РУКАВИШНИКОВА: Государственных органов. Совет Федерации, безусловно, будет оказывать всемерную поддержку информационную, в том числе, я бы хотела, пользуясь нашей возможностью, вот сейчас обратиться и к радиослушателям. Если есть предложения по наполнению этого портала у радиослушателей, то можно смело обращаться на сайт Совета Федерации, ко мне лично - всё это в открытом доступе. Мы аккумулируем сейчас эти предложения и в середине сентября проведем очередное мероприятие в Совете Федерации, где будем обобщать предложения, полученные из регионов по этому поводу. Сейчас уже разосланы соответствующие письма. Но и от жителей Российской Федерации, от слушателей, от всех, кто заинтересован в создании такого портала, мы тоже с удовольствием принимаем предложения и надеюсь, что будет возможность их реализовать.

Р.БЫСТРОВ: Что ж, спасибо вам большое и удачи в реализации этой важной, мне кажется, идее. В студии были член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова и замминистра юстиции Денис Новак.

И.РУКАВИШНИКОВА: Спасибо.

Р.БЫСТРОВ: До свидания.

10 августа 2019 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).